Операционная система Linux



              

Настройка соединений "точка–точка"


Если компьютер стоит дома, далеко не всегда есть возможность подключиться к локальной сети, непосредственно граничащей с Internet. Для передачи небольших сообщений чаще всего используется временное подключение посредством телефонной линии. На обеих сторонах линии устанавливается модем – устройство, преобразующее один формат сигнала в другой. На российских телефонных линиях обычно используются аналоговые модемы, способные обмениваться данными по довольно низкокачественным линиям с большой долей помех и относительно неискаженной передачей сигнала только в диапазоне слышимых звуковых частот. За низкое качество канала приходится расплачиваться низкой скоростью передачи данных: на таких модемах она до сих пор не превышает (после отбрасывания служебной информации, ошибок и прочего) трех-четырех килобайтов в секунду, а в действительности бывает раза в два меньше.

Соединение между двумя устройствами, вообще говоря, не сетевыми, а только способными передавать данные, описывается несколькими протоколами. Самый распространенный из них – PPP (Point-to-Point Protocol, протокол "точка–точка") – решает задачи, возникающие в силу особенностей соединений "точка–точка".

Во-первых, само участвующее в соединении устройство почти никогда не бывает представлено в виде сетевого интерфейса, потому что не обладает нужными для организации сети свойствами. Это значит, что какая-то часть системы (скорее всего, демон) будет разговаривать с устройством на понятном ему языке, а с пользовательскими утилитами взаимодействовать посредством специально организованного виртуального сетевого интерфейса.

Во-вторых, нет необходимости поддерживать часть интерфейсного протокола: на среде передачи данных два абонента , никакой идентификации не требуется, потому что каждый может отличить себя от не-себя. Так, виртуальный сетевой интерфейс ppp0, соответствующий устройству, обменивающемуся данными по протоколу PPP, не обладает MAC-адресом.

В-третьих, оттого, что соединение не постоянное, а среда за время, пока абоненты не были связаны, могла измениться до неузнаваемости, обеим сторонам приходится при каждом дозвоне идентифицировать себя. Обычно идентифицируется только сторона, которой предоставляется доступ в сеть, но проверять, до нужного ли места мы дозвонились, тоже не мешает. При установлении соединения "точка–точка" процедуры идентификации проходят после того, как появляется возможность передавать данные, но до всякой сетевой настройки. Мало того, данные по настройке сети (аналогичные тем, что используются в DHCP) также передаются на этом этапе взаимодействия по протоколу PPP.

В силу того, что дозвон нужен пользователям самого разного уровня знаний, для PPP написано множество программ-"звонилок", использующих графическую подсистему, со звуками и прочими не относящимися к делу украшениями. Пример такой программы – kppp, утилита модемного доступа для рабочего стола KDE. Все, что требуется от пользователя – это указать модем, список телефонов, по которому надо звонить и тип идентификации. Впрочем, и здесь пользователь не освобождается от "тяжелой" мыслительной работы: некоторые провайдеры (организации, предоставляющие выход в Internet) после дозвона требуют идентификацию не по протоколу PPP, а открытым текстом, на манер "login–password" в Linux. Иногда это и есть самый настоящий login: пользователю предоставляется терминальный доступ, а дальше пускай делает, что хочет. В этом случае приходится писать сценарий-диалог (chat script) в стиле "Дождаться строки "login:" – ввести входное имя. Дождаться строки "Password:" – ввести пароль. Дождаться подсказки командного интерпретатора – ввести "pppd" с параметрами".

Что совсем уже просто для пользователя, так это утилита wvdial, описанная в лекции 12. Она и модем сама определяет, и тип идентификации, и pppd настраивает и запускает тоже сама. В действительности же сетью занимается демон pppd, чьи конфигурационные файлы находятся в каталоге /etc/ppp:




Содержание  Назад  Вперед