Операционная система Linux



              

Аппаратный и интерфейсный уровни


Итак, на аппаратном уровне возможна какая угодно среда передачи данных – с точки зрения Linux, сеть начинается в месте подключения к этой среде, то есть на сетевом интерфейсе. Список сетевых интерфейсов и их настроек в системе можно посмотреть с помощью команды ifconfig (от interface configuration):

Пример 14.1. Запуск ifconfig (html, txt)

Утилитой ifconfig пользуется, в основном, сама система или администратор; некоторые данные ifconfig получает, обращаясь с системным вызовом ioctl() к открытому сетевому сокету, а некоторые считывает из /proc. Название сетевого интерфейса состоит из его типа и порядкового номера (каким по счету его распознало ядро). Все сетевые интерфейсы Ethernet в Linux называются ethномер, начиная с eth0. Параметр MTU (Maximum Transfer Unit) определяет наибольший размер фрейма.

Большинство других параметров относятся к сетевому уровню, но как минимум еще один – HWaddr – относится к уровню интерфейсному.

Сетевой интерфейс. Точка взаимодействия утилит Linux с реализацией TCP/IP в ядре системы. Как правило, имеет уникальный сетевой адрес. Интерфейсу может соответствовать некоторое сетевое оборудование (например, карта Ethernet), в этом случае определен также и его интерфейсный адрес.

HWaddr (от HardWare address, аппаратный адрес) – это уникальный внутри среды передачи данных идентификатор сетевого устройства. В Ethernet аппаратный адрес называется MAC-address (от Media Access Control, управление доступом к среде), он состоит из шести байтов, которые принято записывать в шестнадцатиричной системе исчисления и разделять двоеточиями. Каждая Ethernet-карта имеет собственный уникальный MAC-address (в примере – 00:0C:29:56:C1:36), поэтому его легко использовать для определения отправителя и получателя в рамках одной Ethernet-среды. Если идентификатор получателя неизвестен, используется аппаратный широковещательный адрес, FF:FF:FF:FF:FF:FF. Сетевая карта, получив широковещательный фрейм или фрейм, MAC-адрес получателя в котором совпадает с ее MAC-адресом, обязана отправить его на обработку системе.

Термин "Media Access Control" имеет отношение к алгоритму, с помощью которого решается задача очередности передачи. Алгоритм базируется на трех принципах:

  1. Прослушивание среды. Каждое устройство умеет определять, идет ли в данное время передача данных по среде. Если среда свободна, устройство имеет право само передавать данные.
  2. Обнаружение коллизий. Если решение о начале передачи данных одновременно приняли несколько устройств, в среде возникнет коллизия, и распознать, где чьи были данные, становится невозможно. Зато устройства всегда замечают произошедшую коллизию, и передают данные повторно.
  3. Случайное время ожидания перед повтором. Если бы после коллизии все устройства начали одновременно повторять передачу данных, случилась бы новая коллизия. Поэтому каждое устройство выжидает некоторое случайное время, и только после этого повторяет передачу. Если повторная коллизия все-таки возникает, устройство ждет вдвое дольше1). так происходит до тех пор, пока не будет превышено допустимое время ожидания, после чего системе сообщается об ошибке.

Приведенный алгоритм имеет два недостатка. Во-первых, уже на интерфейсном уровне время передачи одного пакета может быть любым, так как неопределенное промедление с передачей предусмотрено протоколом. Во-вторых, сеть Ethernet считается хорошо загруженной, если на протяжении некоторого промежутка времени в среднем треть этого времени было потрачена на передачу данных, а две трети времени среда была свободна. Сеть Ethernet, нагруженная наполовину, работает очень медленно и с большим числом коллизий, а сеть, нагруженная на две трети, считается неработающей. Это – плата за отсутствие синхронизации работы всех устройств в сети.




Содержание  Назад  Вперед